Национальные праздники

Национальные праздники – самая древняя и самая приятная традиция любого народа. И таджики, конечно, не являются исключением. Эта нация, как никто другой, любит и умеет праздновать, да так весело и зажигательно, что, даже не совсем понимая значения события, просто хочется присоединиться, заразившись задором и энергетикой происходящего.

 

Праздник подснежников

В разных регионах Таджикистана праздник первых подснежников называют по-разному. На Памире, это «Гулгардони», Согдийская область, называет действо – «Бойчечак», на юге республики, для праздника придумано красочное название – «Гули сияхгуш». Но, несмотря на различные названия, детвора – главное действующее лицо события, везде отмечает этот праздник совершенно одинаково.
Республика Таджикистан – страна гор. Укутанные на зиму толстым покрывалом снега, горы и предгорья очень долго не сбрасывают с себя белоснежные одежды, и лишь первые, ласковые лучи весеннего солнца способны растопить их, обнажив крохотное чудо — маленькие лиловые головки хрупких цветов. Это подснежники, первые, нежные ростки на тоненьких стебельках, пробившиеся из-под снега — неоспоримое доказательство прихода долгожданной весны, которое испокон веков служило для таджиков поводом к большому празднику.
Самый первый из ребят, нашедший подснежник (тадж. «бойчечак»), считается настоящим везунчиком. За ним в горы бежит вся ребячья стайка, чтобы нарвать цветов и подарить их матерям, сестрам, учителям – все женщинам аила, как символ возрожденной жизни, символ молодости и красоты. Женщины, принимая подарок, прикладывают цветы к глазам и благодарят Всевышнего за то, что дождались весны, а детвору угощают конфетами, фруктами и выпечкой.
Затем в каждой семье готовят традиционный плов, который носит название — «Оши бойчечак» и собирает, по традиции всех близких и родных.
Торжество является своеобразной подготовкой к Наврузу – главному празднику весны.

 

Навруз

Собственно, слово «Навруз» означает — «Новый день» (тадж. «нав» — новый, «руз» — день). Именно так называется праздник весны, весеннего равноденствия, и если хотите, праздник «нового года» для всего живого — самый известный праздник персов и других народностей Средней Азии. Во всех восточных государствах этот праздник отмечают по-разному, таджики же празднуют его с 21 по 24 марта, эти дни в республике объявлены выходными.
Первое упоминание о «Наврузе» связывают со священной книгой зороастризма — Авестой. Однако более подробно о нем можно узнать из другого источника – «Наврузноме» («Книга о Наврузе»),знаменитого Омара Хайяма. В ней он рассказывает о легендарном правителе персов — Джамшеде и его золотом троне, который именно в день весеннего равноденствия установили на самойвысокой вершине Памира, в ознаменование его воцарения над этими землями. И о приказе Джамшеда праздновать этот день, как начало новой жизни.
На праздник обязательно устраивают различные мероприятия и игры, в духе народных традиций: конные скачки, «бузхкаши» -козлодрание, борьбу силачей, песни, пляски и гуляния.
Огромное внимание, по традиции, уделяется подготовке и оформлению праздничного застолья. Накрывая столы, на них необязательно подавать только еду, сюда ставят по 7 блюд и несъедобных предметов, названия которых начинаются с буков «с» и «ш». Таким образом, получается 2 стола: «хафтсин» и «хафтшин». Причем, «син» и «шин» — это название «с» и «ш» в алфавите персов, а «хафт» означает — «семерку» — священную цифру в зороастризме и Исламе.
Ну и конечно, символом Навруза является непременное блюдо — «суманак» или «сумалак». Давайте посмотрим, как его готовят.
Проросшие зерна тщательно толкут в металлической ступе, затем отправляют в котел, добавляют муку, заливают водой и варят его 10-12 часов, непрерывно помешивая. С незапамятных времен приготовлением блюда занимаются исключительно женщины, устраивая ночные посиделки с песнями и танцами. Суманак должен быть готов до восхода солнца ко дню Навруза. Традиционно считается, что это не просто кушанье, это нечто святое, поэтому перед его приготовлением старейшина обязательно читает «Ихлос» — суру из Корана, предназначенную благословить еду. Приготовленный суманак, непременно раздадут всем соседям, близким, родственникам и друзьям. В него совершенно не кладут сахар, однако блюдо получается необыкновенно сладким и напоминающим жидкий шоколад. Существует поверье, что перед тем, как попробовать, суманак нужно загадать три желания, и они обязательно исполнятся в течение года.

 

Праздник тюльпанов – «Сайри лола»

После весенних подснежников, в горах зацветают тюльпаны. Обычно, это происходит на исходе весны, в это время, горы покрываются настоящим ковром изумрудной зелени, на котором, словно нарисованные на холсте распускаются красные, розовые, желтые головки прекрасных цветов. Зрелище это, настолько впечатляющее, что ему посвящен прекрасный праздник. В Таджикистане он называется «Сайри Лола» и, по времени совпадает со сбором первого урожая, а это означает, что стол, просто обязан ломиться от всевозможных яств.
Традиционно, центр достархана украшает блюдо всеми любимого плова, так же непременным атрибутом является ароматная самсас первой зеленью, и румяные лепешки. Кульминацией праздника являются соревнования в национальном виде спорта — «гуштингири» -своеобразном таджикском самбо. Мастерство это фамильное и частенько передается по наследству, а борцов этим занимающихся называют палвонами.

 

Мусульманские праздники

Иди Рамазан. Праздник разговления, который завершает великий пост в месяце Рамазан. Этот пост называют Руза, и он обязателен для всего взрослого населения страны.
Особое значение во время соблюдения Рузы придают ритуальной чистоте («тахора») отправления религиозных обрядов и действ, а также повседневной жизни, которая должна характеризоваться безгрешностью помыслов и поступков.
Согласно религиозным догмам, Руза является лучшим средством осмысления и искупления грехов, совершенных человеком в течение года.

Иди Курбон. Самый значимый праздник для мусульман — день жертвоприношения. Он отмечается, через 70 дней после окончания 30-дневного поста (Рузы) в месяце Рамазан, и празднуется 3-4 дня. История праздника восходит к известной библейской притче о попытке Авраама принести в жертву своего сына Исаака. В исламской версии место Исаака занимает его прообраз — Исмаил, а Авраам трансформируется вИбрахима.
Однако вся остальная подоплека мифологической истории соблюдена в точности до мелочей, отчего этот праздник становится абсолютно понятным представителям всех религий.

 

Бузкаши. Козлодрание — конноспортивное состязание

«Бузкаши» или в русской версии – «козлодрание» -конноспортивное состязание, известное еще со времен Чингиз хана, не утратившее своей актуальности и после, в оседлой жизни крестьян. Сегодня, это популярнейший вид спорта, который требует от участников отваги, ловкости и силы. Практически все страны Центральной Азии знакомы с тем или иным вариантом этой игры и борются за право называть ее исконно своей. Однако это действо не признает ни рамок, ни границ и Таджикистан может по праву гордиться своими спортсменами – конниками, придавшими древней забаве, новый смысл.
Когда-то эта страсть носила совершенно стихийный характер. Состязаться в ловкости, силе и умении держаться в седле, нередко выходили семейными кланами, целыми аулами или даже районами.
Правда, когда на поле собирались тысячи наездников, создавалась толчея, а элементы игры оставались незамеченными. Именно поэтому и было решено формировать команды. Сначала они состояли из 12, потом из 10, 8 и 5 участников. Сегодня оптимальное число спортсменов – четыре, что определено международными правилами. Однако, вся команда состоит из 10 игроков, которые по ходу игры постоянно сменяют друг друга, вливая в игру свежие силы. Еще бы, ведь и наездникам, и лошадям приходится очень нелегко, причем в полном смысле этого слова, ведь туша козла (без головы) обычно весит 30-40, а иногда и 50-60 кг.
Правила игры очень просты: участникам из двух соревнующихся команд, нужно как можно быстрее поднять тушу («улак») с земли или отобрать ее у соперника и завезти в свои ворота. Все это нужно проделать, как можно большее число раз. Расстояние между воротами соперников — 300-400 м, а игровая ширина поля — 20-30 м. После каждого «попадания» в ворота, «улак» возвращают в центр поля. Правилами разрешается отнимать его у противников и любыми способами передавать своим игрокам.
Строго запрещается привязывать «улак» к седлу или к себе, сбивать с ног лошадей соперников, пугать их, отгонять, удерживать, бить нагайками, поднимать на дыбы. Подгонять плетью разрешается исключительно только свою лошадь.
Время игры – 15 мин. Однако, если на поле ничья, то добавляют еще 15 минут, а если совсем нет результатов, то от каждой команды выделяют по одному игроку, которые в течение 10 минут должны решить исход встречи.

 

Гуштингири — Таджикская борьба

Гуштингири — древняя национальная таджикская борьба. Ведется, как правило, в национальном халате с мягким поясом. Элементы захвата могу выполняться за любое место, будь то пояс, рукав или отворот халата. Захваты ниже пояса не разрешены, однако допускаются броски через ноги. Победителем объявляется тот, кто сумеет бросить противника спиной вниз (засчитывается даже касание одной лопаткой). Время встречи -10 мин.
Гуштингири имеет очень древнюю историю, не менее древнюю, чем другие среднеазиатские виды вольной борьбы.
Схватки обычно проводятся в быстром темпе, изобилуют многочисленными подножками, всевозможными подсечками, подкатами и бросками с захватом пояса. Для таджикской борьбы также характерны “ударные” захваты, которые кроме этого вида больше нигде не практикуются.
В дни соревнований, по традиции, первые бои начинают дети, затем подростки и только потом на «ковер» выходят именитые спортсмены. Мастеров «гуштингири» в Таджикистане уважительно называют «палванами» — богатырями, они очень популярны и уважаемы в народе. До сих пор, ни одна свадьба, ни одно торжество в стране не обходятся без национальной борьбы. Заполучить на свое мероприятие чемпионов этого вида спорта, считается неимоверной удачей.

 

Чавгонбози — национальные игры народов Таджикистана

Чавгонбози или гуйбози — таджикское название игры, которую сегодня во всем мире знают, как конное поло. Да-да, игра принцев крови и аристократической элиты Запада, берет свое начало в Средней Азии. Смысл игры заключается в том, чтобы загнать деревянный мяч в ворота противника, на полном скаку лошади с помощью длинной деревянной клюшки. Игра ведется в очень быстром темпе на площадке, размеры которой не превышают 200х120 м. Соревнуются две команды всадников, каждая из которых состоит из шести верховых: по 4 нападающих и 2 защитника.
Игра достаточно сложна технически, так участникам приходится часто и резко менять направление движения, мгновенно останавливаться, а потом рывком набирать скорость. Не стоит и объяснять, что для этого нужен не только полный контакт с конем и уверенная посадка в седле, но и ловкость, мужество и отличный глазомер. Все это непременный набор качеств участников соревнований, которые позволяют уверенно маневрировать на высокой скорости и точно бить по мячу, добиваясь замечательных результатов.
Говорят, что у таджиков долины Хуф имелось даже два варианта этой игры. Первый, на конях – «гуйбехт», а второй, пеший – «путбехт». По свидетельству средневековых авторов, Хуф, вообще славился своими игроками, причем нередко, далеко за рубежами родного края.
Конечно же, сразу возникает вопрос: а не от «пухтбехта» ли произошел и хоккей на траве?
Вольная борьба, еще один вид спорта, необыкновенно популярный в стране, который и сегодня собирает тысячи зрителей, неистово болеющих за своих любимцев. Из многих видов этого красивого и по-настоящему мужского занятия, особым расположением у публики пользуется – «гуштингири».